ТАЛНАХСКИЙ СЛЕД ЗОЛОТОЙ БАБЫ?

 

Александр Косарев

 

 

КЛАДКА


В начале октября 1988 года Дмитрий Кузьмин – один из участников заурядного туристического похода вблизи реки Талнашка (Таймыр) – находился около водопада Красные Камни. Увлёкшись фотографированием окрестных пейзажей, он незаметно для себя отбился от группы. Пытаясь сделать очередной кадр, поскользнулся и свалился с небольшого обрыва. От сильного удара Кузьмин потерял сознание. Когда же пришёл в себя, то увидел, что он на небольшой площадке, со всех сторон заросшей кустарником. А справа от него прямо в каменной стене находится как бы вставленный в неё фрагмент явно рукотворной кладки. Была она выполнена из тщательно обтёсанных камней, украшенных полустёртыми письменами и узорами и скреплённых на диво прочным цементом.  

Кузьмин попытался поцарапать его лезвием перочинного ножа, но сталь оставила на связующем веществе лишь еле заметный след. Камни, образующие стенку, были уложены в пять рядов, и у Кузьмина создалось впечатление, что вся кладка выполнена с единственной целью – надёжно прикрыть вход в небольшую пещеру. Отыскать такого рода каменное сооружение в совершенно диких горах Путорана – примерно то же самое, что отыскать на территории московского Кремля пирамиду Хеопса. Без какой-либо экспертизы было ясно, что эта небольшая преграда выстроена сотни лет назад. Но кому пришло в голову возводить в малодоступной и пустынной местности прочную каменную преграду?

 

Кузьмин терялся в догадках, хотя прекрасно понимал, что доставить сюда столь тщательно обработанные камни и раствор стоило нечеловеческих усилий. И, следовательно, те люди, которые пошли на них, преследовали какую-то важную цель. Иными словами, в замурованной пещере должно быть спрятано нечто такое ценное и важное, что оправдывало бы любые затраты сил и времени. Но что именно там лежало? Ответа на этот вопрос Кузьмин не знал. К тому же следовало как можно скорее выбираться наверх и догонять ушедших вперёд товарищей. Ведь потеряться в столь пустынных и изобилующих дикими животными местах опасно.           

 

Поскольку его фотоаппарат при падении не пострадал, первооткрыватель перед уходом сделал несколько снимков нежданной находки. Впоследствии, едва напечатав фотографии, он поделился историей с товарищами по походу. И каждый, кто видел эти снимки, начинал требовать указать место находки либо самому провести туда экспедицию.

 

Кузьмин, почувствовав на себе неожиданно мощное давление явно не просто так любопытствующих приятелей, для начала всем им отказал, мотивируя отказ желанием сначала самому разобраться. Довольно скоро жизненные обстоятельства сложились для Кузьмина так, что он был вынужден срочно уехать с Таймыра. Конечно, он обещал всем, что вернётся и обязательно проводит коллег к замурованной пещере, но больше в тех местах не появился.

 

Очень скоро по Талнахским горам принялись бродить группки любопытствующих «туристов». Ведь каждый из посвящённых в тайну прекрасно осознавал, что такого рода тайник мог создаваться лишь для укрытия предметов экстраординарной ценности. Время шло, а отыскать заветное место никому не удавалось. А после того как трагически погибли несколько участников самодеятельных экспедиций, поисковый ажиотаж и вовсе пропал. Года через два остался только один энтузиаст (назовём его С. И.), который при удобном случае наведывался к устью Талнашки, методично обшаривая окрестные горы. Археолог Л. Хлобыстин, к которому он обратился, предположил, что кладка прикрывает вход в древний религиозный или ритуальный центр, слухи о котором ходили на протяжении пятисот лет. Возможно, здесь проживали когда-то племена, которым достались в наследство некие религиозные артефакты.

 

Этот разговор воодушевил С. И., и он с новыми силами взялся за поиски. А кто ищет, тот всегда найдёт. Чтобы не быть голословным, приведу отрывки из присланного им недавно письма.

 

«13 июля 2003 года, дня за два до отлёта в очередной отпуск, я нашёл кладку. Там справа узкий лаз в пещеру, но камни тяжёлые, скреплённые вековым раствором, и я один ничего сделать с ними не смог. Там вход, как большой колодец. Когда вернулся из отпуска, то уже наступила зима, и все ущелья, горы были покрыты толстым слоем снега. Весной 2004 года я уехал из Норильска навсегда.


Территория, где я искал кладку, – это примерно 20х30 километров, сплошные скалистые горы высотой 600–800 метров, ледники, ручьи, осыпи, ущелья… Один раз упал со скалы в ручей, и за мной оползень из камней. Повезло, что в русле горного ручья была яма, окунулся с головой, и вода смягчила удары камней, падающих вслед за мной… Стало понятно, почему раньше её не обнаружили. Место укромное: кладку не видно ни с одной из сторон, спрятана в зарослях кустарника. Мне, чтобы сфотографировать объект, пришлось расчищать пространство. 


Как видите на фотографии, сделанной 13 июля 2003 года, ещё виден снег. Вряд ли кто когда-нибудь её снова найдёт… Там наверху – одни базальтовые скалы. На наших горах снег начинает таять в начале июня, и целый месяц в горах лавины, подниматься опасно, а после первой пурги всё заметает, и опять выход в горы невозможен…

 

Да, камни явно обработаны людьми. Они очень древние, расписаны какими-то знаками, а между блоками уцелевший раствор. Сбоку – лаз, похоже, что эта кладка закрывает вход в пещеру. Я расширил отверстие, зажёг скрученную жгутом газету и, освещая пространство, заглянул в щель. Но мой факел горел плохо, пришлось бросить тлеющую газету внутрь, и пока огонёк не потух, постарался рассмотреть хоть что-то. Показались рога, кости, деревянный идол, нарты с тюками… Подручного материала больше не было, а камни тяжёлые, одному с места не сдвинуть.

 

         Так и ушёл. Почему в тёмные, холодные полярные ночи в сполохах северного сияния от этих камней идёт яркий свет? - Почему у местных аборигенов Талнахские горы - проклятое место? Что скрывают эти камни? Что за ними? Может, вход в… Я это знаю, а вам, люди, зачем это знать? Никогда не ходите искать это место, никогда. За этими камнями… нет, не могу сказать, исчезнет смысл жизни…»

 

Вот такое было прислано мне странное, почти неправдоподобное письмо. Но фотография к нему прилагалась подлинная, очень похожая на ту, что была напечатана ещё Д. Кузьминым в газете «Заполярный вестник».

 

Попробуем разобраться, что экстраординарное может скрываться в глухом уголке Путорана. Ведь вопрос можно ставить только так. Ясно, что невиданный для Таймыра тайник устроен давно. Но вовсе не этот факт для меня удивителен. Мало ли на Земле сохранилось строений и тайников, чей возраст меряется столетиями! Закавыка в другом. Все обнаруженные археологами и кладоискателями строения и тайники исследовались, изучались и, конечно же, разрушались. Не устояли даже египетские пирамиды. А здесь всего одна каменная стеночка толщиной в две ладони и – цела! Причём местное население было осведомлено о тайнике. Тем не менее удивительная стеночка стоит до сего дня невредимая. Что же такого находится за ней, если за сотни лет ни у одного человека даже и мысли не возникло туда слазить и достать нечто нам пока неведомое?  

 

Иными словами, мы имеем дело с надёжно устроенным кладовым захоронением. Причём не каких-то тривиальных побрякушек. Ведь понятно, что и не для сохранения оленьих рогов и деревянного идола организовывалось столь тщательно подобранное укрытие. Основной груз, по всей видимости, лежит именно на нартах. Конечно, в тех местах никогда не было дорог, где эти нарты могли бы проехать. А значит, и их, и весь прочий груз строителям кладки пришлось поднимать в гору на руках. Думаю, что уложенный на нарты груз обладал для организаторов тайника не столько материальной ценностью, сколько ценностью ритуальной и даже сакральной. На это указывают несколько моментов. Заметьте, кости и рога, увиденные С. И. за каменной стенкой, явно принадлежат животному (скорее всего оленю), который якобы и доставил в пещеру нарты. И деревянный идол не просто так там стоит, он присутствует как некий страж, поставленный в вечный караул хранить чей-то вечный покой. Уж не могила ли это? Тогда чья? Кто спит вечным сном в столь странном месте? Могущественный правитель давным-давно исчезнувшего народа? Или шаман, изумлявший своими заклинаниями и плясками всех окрестных обитателей?

 

Впрочем, есть и другие соображения. Гора, на которой устроена эта странная могила, уж очень напоминает пирамиду Хефрена. А камни кладки уложены так, что копируют кладку той самой пирамиды. И само захоронение похоже на погребальную камеру фараона. А что? Нарты – саркофаг. Покрывающие нарты тюки – прообраз укутывающих мумию пелен. Фигурка идола традиционна и для захоронений в Долине Царей. В склепе Тутанхамона, например, нашли много подобных фигурок.

 

Но в связи с чем и кому понадобилось создавать в талнахских отрогах Путорана (отстоящего от Египта более чем на 6000 километров) столь нехарактерное для кочевых народов Севера захоронение? И тут возникает целый ворох вопросов, один другого заковыристее. Ведь если скопировали манеру захоронения, то, значит, кто-то из жителей Заполярья мог непосредственно видеть, как это делается. Да и могила ли это вообще? В смысле, могила ли человека? Уж не захоронено ли там нечто лишь внешне похожее на человека? Причём происхождением это нечто было из стран столь отдалённых, что и похоронить его решили не по обычаям населяющих Таймыр народностей, а по древним обрядам Северной Африки.

 

ЧТО ЖЕ ЗАХОРОНЕНО?

 

От таких размышлений у меня голова пошла кругом. Ведь претендентов на такие почести во всей мировой истории… раз, два и обчёлся. И первое, что приходит на ум, так это легендарная Золотая Баба. Но как подтвердить данную гипотезу? Ведь на тему, где именно была спрятана великая северная реликвия, написано столько противоречивых исследований, что заблудиться в них не мудрено. Всё же попытаемся это сделать, обратимся к публикации журналиста Виктора Грицкова, в которой он делает попытку свести многочисленные легенды к одной теории. 

 

«Учёным известен рассказ исследователя Герберштейна о Золотой Бабе, который их долго ставил в тупик. Вот он: «Идол Золотой Бабы есть статуя, представляющая старуху, которая держит сына в утробе, и там уже виден другой ребёнок, который, говорят, её внук». Получается, что внутри не родившегося ещё ребёнка есть ещё одно дитя!»

 

Столь невероятная ситуация разъяснилась после находки в Приуралье бронзовой фигурки богини племени угров. Из тела богини проступает изображение человека, а из его чрева выглядывает ещё одно лицо. Перед нами явно мифологический образ, созданный не где-нибудь, а в районе Средиземноморья.

 

Сохранилось несколько рисунков и словесных описаний Золотой Бабы. Она то стоит, держа в руке копьё, то сидит в кресле с жезлом или ребёнком на руках. Иногда наряду с младенцем подле кресла появляется дитя постарше. Богиня предстаёт то в одежде, то без неё. Своеобразный ключ к разгадке столь таинственного и непостоянного облика дают сказы уральского писателя П. П. Бажова. В них Золотой Полоз – золотой человек с бородой, свитой в такие тугие кольца, что «не разогнёшь». У него зелёные глаза, а на голове шапка с «красными зазоринами». Но ведь это и есть классическое изображение зеленоглазого Осириса! Ведь борода египетского бога убиралась в тугой пучок. Так же убирались и накладные бороды подражавших ему фараонов.

 

Женой и сестрой Осириса была зеленоглазая Исида – богиня плодородия, воды, магии, супружеской верности и любви. Точно таким же образом и бронзовая уральская богиня – богиня вод тесно связана с темой любви и супружеской верности.
 

Таким образом, образ зеленоглазой Хозяйки Медной горы вполне может восходить к Исиде. Сегодня можно уверенно сказать, как выглядела статуя именитой египтянки. Вспомним, что Золотую Бабу изображали и описывали в виде Мадонны. Ведь и образ Богородицы с младенцем Иисусом возник под влиянием скульптур Исиды с младенцем Гором. Один из таких идолов хранится в Эрмитаже. Обнажённая Исида сидит и кормит сына грудью. На голове богини – корона из змей, солнечного диска и коровьих рогов.

 

Египетские мифы помогают многое понять и в сказах Бажова. Вот, например, волшебная зелёная пуговка. Горнозаводской Танюше её подарила сама Хозяйка Медной горы. Посредством подарка девушка общалась со своей покровительницей. У египетских богов тоже имелось чудесное Око Уаджет (Зелёное око). Оно также обеспечивало его владельцу защиту и покровительство. И именно Исида была хранительницей Ока и его воплощением. Но это не единственное совпадение.

 

Исиду знали как богиню музыки. Из-за этого таким звучащим был её культ на нашем Севере. Многократны упоминания о том, что Золотая Баба умела петь (издавать необычные звуки)! Именно Исиде приписывают изобретение трещотки – систра. Основанием трещотки служила фигурка кошки с человеческой головой. А ведь говорящие земляные кошки находились и в свите Хозяйки Медной горы! Только в сказах кошка Исиды предстаёт то в виде кошки Огненные Уши, оберегавшей храбрую Дуняшу, то в виде домашней Мурёнки, уговорившей козлика Серебряное Копытце позабавить девчушку Дерёнку самоцветами.

 

Осирис, он же Золотой Человек, в рассказах западноевропейских путешественников выглядит точно так же, как стоящее подле Золотой Бабы дитя. Следовательно, его золотой кумирчик был довольно миниатюрным. Можно сказать и о том, что бажовские сказы знают и ещё один золотой персонаж – женский. Золотая богиня принимает в них облик Огневушки-Поскакушки, рыжей заводской девчонки, голубой змейки, старушки Синюшки. Эта владычица золотых жил обитала в воде, защищала юных девушек и чистых душою горняков. Тут мы встречаем фактически все описания угорской Золотой Бабы.

 

И фактически перед нами вновь Исида, но теперь уже не медная, а золотая (или позолоченная). Значит, и название идола – Золотая Баба – родилось не на пустом месте. Вначале так называли небольшую золотую статуэтку богини. Позднее название было перенесено и на масштабную медную статую Исиды и её копии.

 

Самой жгучей тайной Золотой Бабы оказалось чисто по-русски звучащее имя. У обских угров бытовало ещё одно название идола – Старуха. Белогорская Золотая Баба остяками называется Словутес, то есть Словянка. Её иртышский супруг – Золотой Осирис прямо именовался Русским Богом. Разгадка появления славянских имён содержится в рукописях мусульманских писателей раннего средневековья Ал-Мас Уди (Х век), в которых описываются три храма славян. Пишется, что один храм с кумиром Сатурна стоял в Минусинской котловине. Второй – с идолом из золота и статуей девушки – в районе Таймыра, третий – на Урале.

 

О почитании в Минусинской котловине Сатурна и Венеры писали побывавший здесь Абу Дулеф (Х век), Ибн-Мукаффа (VIII век) и называли жителей этих мест именно славянами. И под Сатурном восточных авторов вполне может скрываться бог подземного мира Велес – Осирис, а под Венерой – богиня любви Исида – Золотая Баба. Не забудем, что славяне жили в Минусинской котловине с киммерийской эпохи. Им принадлежала так называемая тагарская археологическая культура. Под напором кочевых орд смешанные потоки славян, угров и кетов уходили из районов верховий Енисея на восток и север.

 

Разделившийся народ вполне мог поделить и святыни. Золотой Осирис и медная Исида оказались на Таймыре, а затем и в Прикамье. Золотую Исиду перенесли на Урал, а медный Осирис остался на месте. Минусинские славяне поселились в бассейне Иртыша и в южной части Урала, называвшегося в те времена славянскими горами. Со временем жестокие войны и смешанные браки привели к тому, что славянская речь перестала звучать в этих местах. Одна только Золотая Баба хранила тайну исчезнувшего народа.  

 

Как же золотые и медные скульптуры оказались в столь глухом и пустынном краю? В статье М. Заплатина «Об исчезнувшем божестве вогулов» (журнал «Наука и жизнь») поднимался вопрос о происхождении статуй. И вот что раскопал автор. Итальянский историк ХV века Юлий Памплоний Лета в труде «Комментарии к флоре» пишет, что угры приходили вместе с готами в Рим и участвовали в разгроме его царём Алларихом. На обратном пути часть вестготов осела в Паннонии (римская провинция), образовав там могущественное государство, часть же вернулась на родину к Ледовитому океану и до сих пор имеет какие-то медные статуи, принесённые из Рима, которым поклоняется как божествам.

 

Заплатин пишет, что факт существования золотого (медного или позолоченного) идола (нескольких идолов) подтверждают многие исторические источники. А вот о том, куда он (они) так таинственно исчез, что стало с золотым кумиром, ничего не известно. Впоследствии местность в верховьях Камы, бывшая пристанищем угорских племён, стала называться Биармией. В среде кладоискателей она известна тем, что именно там, в верховьях Камы, часто находят удивительные по красоте серебряные кубки, блюда, медальоны и прочие серебряные и позолоченные предметы, изготовленные в начале новой эры.

 

И находили их там не единичными экземплярами, а сотнями и тысячами! Судя по всему, это часть той самой драгоценной добычи, что была вывезена воинственными уграми с италийских земель. Соответственно, нет ничего удивительного, что ими были прихвачены не только предметы обихода, оружие и богатая одежда, но и более массивные предметы искусства, выполненные, возможно, величайшими скульпторами древности. 

 

Но время шло, и те места, где раньше вольготно существовали независимые племена, стали объектом поглощения Московским государством. И началась охота на Золотую Бабу. На старинных картах Московии близ устья Оби часто встречается надпись «Золотая Баба», иногда сопровождаемая рисунком прекрасной женщины. Ей поклонялись обитатели Севера. Путешествовавшие по Руси иностранцы охотно рассказывали о ней. Золотой истукан являлся своеобразным божеством древних биармов, предков современных угроязычных народов – хантов, манси и венгров. В средневековье они были известны под именами пермь, остяки, вогулы, югра, мадьяры, гунны. Биармия, или Великая Пермь, лежала в верховьях Камы (она ещё в ХI веке была покорена русами). Русы, в отличие от немцев, чужих святилищ не разоряли, поскольку и сами были язычниками. Их удовлетворяла обычная дань. И поэтому Золотая Баба продолжала оставаться главной святыней биармов.

 

Однако чем больше крепло на Руси христианство, тем нетерпимее оно относилось к чужим богам и обычаям. В конце XIV века в Прикамье прибыл епископ Стефан Храп – будущий святой Стефан Великопермский. Он просто горел стремлением искоренить язычество во вверенных ему землях. Из жития св. Стефана мы знаем, что миссионер вёл проповеди именно среди почитателей Золотой Бабы. Конечно, он много бы дал за обладание главной святыней язычников-пермяков. Но только добраться до неё никак не удавалось. Кумир исчез, и только позже выяснилось, что его унесли за уральские горы. Но и там древней статуе не было покоя.

 

В середине XV века московские воеводы начали покорять Северное Зауралье. В 1499–1501 годах рать из 4000 человек во главе с Семёном Курбским и Петром Ушатым перевалила зимнею порой через приполярный Урал. Они захватили 42 крепостцы и полонили 58 местных князьков. Но главной ценности остяков – кумира Золотой Бабы с храмовыми сокровищами – опять-таки найти не удалось.

 

В то самое время, когда иностранцы помещали золотую святыню на берегу Ледовитого океана, её знали значительно южнее. И связано это с походом Ермака Тимофеевича Алёнина. Ермак отрядил есаула Богдана Брязгу на захват демьянских и назымских городков, лежавших в низовьях Иртыша. Защитники одной из крепостей оказали неожиданно ожесточённое сопротивление. Казаки уже хотели было уйти, но тут услышали рассказ чуваша, некогда приведённого воинами Кучума с Руси: «Молятся-де они (осаждённые остяки) Русскому Богу, и тот-де Русский Бог из литого золота в чаше сидит».

 

Новость о золотом идоле так поразила осаждавших, что об уходе больше никто не помышлял. Но, несмотря на все усилия, идол опять исчез. Узнали, что вывезли его ближе к Оби. Выйдя к реке, Богдан со товарищи приблизился к священному для остяков Белогорью. Но отыскать «мольбище великой богини древней» им так и не удалось, а вскоре казаки попали в засаду и были поголовно истреблены. Возможно, именно в те времена и было сооружено заветное хранилище в Талнахских горах, где были укрыты великие сокровища. Об этом же пишет в своём письме и С. И.: «Если продолжить по карте путь, который прошла Золотая Баба, то линия упрётся в место, кажется, самой природой приготовленное для сокрытия кладов. Это мрачные, безжизненные горы Путорана на Таймыре, окрестности нынешнего индустриального Норильска. И может быть, там, в пещере, которую уже никто из живых людей не помнит, на истлевших мехах лежит гигантская драгоценная матрёшка – безмолвный свидетель тысячелетней истории нашей земли».

 

Интересная легенда, не правда ли? И что самое приятное, эту легенду теперь можно разгадать и выяснить, что же на самом деле хранится в таймырском тайнике. Так что если среди читающих эти строки найдутся серьёзно настроенные искатели приключений, жаждущие раскрыть вековую загадку, то они могут написать автору данной статьи по адресу: k.a.g@inbox.ru или на почтовый адрес: Москва, 127273, Косареву А. Г., до востребования.

 

Источник

 

Библиотека  бесплатных  электронных  книг

 

ВедущийПОИСК  ЗолотогоЧеловека 
Кто ведет поиск? Кого ведет поиск?

на главную

Hosted by uCoz